«Я уверен, что всякая заминка в деле флота будет для него гибельной, нельзя на полном ходу останавливать или давать задний ход машине — это ведёт к её поломке. Господа, в деле воссоздания нашего морского могущества, нашей морской мощи может быть только один лозунг, один пароль, и этот пароль — «вперёд»
(Пётр Аркадьевич Столыпин)
Как-то мало в нашей повседневности стало упоминаний о предмете некогда народной гордости Нижнеамурья – моряках, морском деле, морском образовании, кадетах. Последнее, что ещё помнят об этом мои современники, так это Кадетская школа или Морской колледж, флаг которого, подобно реликвии, был спущен и торжественно передан на вечное хранение в краеведческий музей 18 лет назад. Редкий николаевец вспомнит о факте существования училища, в котором обучался азам морского дела русский военно-морской деятель Степан Осипович Макаров.
Вот, пожалуй, и все! А ведь история морского образования в нашем городе насчитывает уже 168 лет, и не так проста, как кажется.
Наиболее полно ее исследовал действительный член Русского географического общества и Общества изучения Амурского края МГУ им. адм. Г.И. Невельского Валерий Павлович Королюк.
Собранные им материалы позволили определить следующие этапы развития местного морского образования: 1855—1870 гг. – Николаевское-на-Амуре морское училище, военное Морское училище Приморской области Восточной Сибири; 1912—1914 гг. — гражданские временные Каботажные классы; 1914—1917 гг. — гражданские Мореходные курсы (каботажные классы) утверждённые правительством и 1943-1949 гг. – гражданский Морской техникум (с 05.03.1944 г. - Николаевское-на-Амуре мореходное училище Народного Комиссариата Морского Флота СССР). Поэтому сегодня, в связи с 80-летием со дня открытия, речь пойдёт именно о Морском училище.
По объективным причинам в течение Великой Отечественной войны среди специалистов морского дела были большие потери. Такие морские центры, как Ленинград, Одесса, Новороссийск попали в зону боевых действий, в связи с чем 05.10.1943 вышло Постановление № ГКО-4255 «О подготовке кадров массовых профессий для судов и предприятий Наркомморфлота СССР», которое было посвящено организации обучения матросов, кочегаров, машинистов, мотористов и радиооператоров в учебных заведениях системы трудовых резервов.
3 ноября 1943 г. телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) в новостной ленте опубликовало следующее сообщение: «В Николаевске-на-Амуре создан морской техникум, который имеет судоводительское, механическое и радиотехническое отделение. В этом году в техникум принято на первый курс 150 человек. В своём большинстве это учащиеся Нижнеамурской области. Одна треть студентов — девушки, которые в основном учатся на радиотехническом отделении».
Благодаря бесценной архивной подшивке газеты «Красный маяк» в номере от 13.11.1943 нам удалось найти статью заместителя директора этого морского техникума по учебной части С. Ржечицкого «Морской техникум». Очевидно, что ее черновик и стал основой для информационного заявления ТАСС.
Пользуясь случаем, приведём на страницах «Амурского лимана» полную версию той публикации:
«Первого октября начались занятия в организованном в этом [1943] году Николаевском морском техникуме. Открыты три отделения: судоводительское, судомеханическое и радиотехническое.
На судоводительском отделении готовятся штурманы дальнего плавания. Студенты будут изучать: навигацию и лоцию, мореходную астрономию, океанографию, электронавигационные приборы, радионавигацию, теорию девиации компаса и др. дисциплины.
При наличии практического стажа плавания, штурман дальнего плавания получает право управления морскими и океанскими судами любой мощности и водоизмещения и получает диплом капитана дальнего плавания.
Механическое отделение будет выпускать механиков морских судов и береговых судоремонтных баз. Машинное отделение — ответственная и сложная часть судна. Студенты после прохождения общеобразовательного, главным образом, физико-математического курса, будут изучать устройство паровых машин и котлов, двигателей внутреннего сгорания и турбин, а также вспомогательных механизмов, устройство корабля, организацию и технологию судоремонта. Выпускник после защиты дипломного проекта получает право судового механика и его помощника. При наличии практического стажа плавания в этих должностях, выпускник получает диплом судового механика первого разряда, с правом управления машинами любой мощности.
Радиотехническое отделение будет готовить радиотехников судовых и береговых радиостанций. Радио, как наиболее совершенной средство связи нашло широкое применение в морском военном и торговом флоте. Здесь студенты будут изучать электротехнику и электромашины, радиоприёмные и передающие устройства радио, трансляционные узлы и телефонную связь. Одновременно они будут обучаться приёму на ключе. На практике и в лабораториях студенты будут выполнять работы по монтажу и реконструкции передатчиков и приёмников. Такая подготовка позволит им самостоятельно выполнять работу на судовых и береговых радиостанциях. В течение четырёхлетнего срока обучения студенты пройдут практику в мастерских и на судах каботажного и заграничного плавания.
Открытие морского техникума в Николаевске положило начало подготовке основных кадров транспортного флота для Николаевского морского бассейна из местной молодёжи.
Из принятых в техникум 150 человек — 80% жители Николаевска и Нижне-Амурской области. Одна треть зачисленных — девушки. Ими преимущественно укомплектовано радиотехническое отделение. Более трети учащихся — комсомольцы.
Успешное наступление Красной Армии вызвало в коллективе техникума широкое социалистическое соревнование. Образцы дисциплины и успеваемости показывают студенты Колесников, Ажит, Добрыдень, Орлова, Воробьева и др.
Студенты и преподаватели участвовали в ремонте и подготовке здания к учебному году.
Техникум испытывает сейчас острую нужду в оборудовании и инвентаре. Нет чернильных приборов, часов, репродукторов (последние при передаче здания унесены работниками коммунального отдела морского порта). Морское пароходство в качестве учебного пособия передало только один испорченный барограф (прибор для автоматической записи барометрического давления). Зато у многих работников порта и пароходства столы украшены вполне исправными, но бездействующими барографами.
Техникум не обеспечен на зиму топливом. Из потребных 150 тонн завезено лишь 30 тонн.
В трудные дни Великой Отечественной войны приняло правительство решение о создании морского техникума на далёкой восточной окраине. Из бюджета военного времени отпускаются большие государственные средства. Учащиеся и преподаватели отвечают на это обязательство — добиться высоких показателей в учёбе.
Долг руководителей порта, пароходства и органов народного образования — помочь новому техникуму окрепнуть и стать подлинной кузницей морских кадров».
Днями позднее, на страницах ноябрьских выпусков газеты «Красный маяк» были опубликованы: заметка «Кадры для рыболовного флота» - «Морской техникум Наркомфлота по договору обязан к навигации будущего года подготовить шкиперов малого плавания, судовых механиков и радистов для рыболовецкого флота. Финансирует подготовку кадров Нижнеамурский госрыбтрест» и объявление дирекции техникума «При Николаевском морском техникуме открываются краткие курсы по подготовке штурманов дальнего и малого плавания, судоводителей судов до 200 ре[ес]тровых тонн, механиков 3 разряда, машинистов, мотористов, с[вяз]истов. Принимаются заявки от организаций. За справками обращаться по адресу: Николаевск, ул. Кантера, 38, тел.4-87 «море» 76». Выражаясь по-современному – учреждение активно проводило свой маркетинг.
Уже через несколько месяцев «В соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 5 марта 1944 г. № 5311 «О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота», распоряжением СНК СССР от 16 мая 1944 г. № 10732-р, приказом Наркомморфлота от 10 марта 1944 г. № 94 «О проведении мероприятий по подготовке командных кадров морского флота», приказом Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР от 11 апреля 1944 г. № 135 и приказом Наркомморфлота от 7 июня 1944 г. № 229 «О реорганизации морских техникумов в высшие мореходные и мореходные училища» на базе морских техникумов в Ленинграде и Владивостоке были созданы два высших мореходных училища; вновь создано Одесское высшее мореходное училище и реорганизовано семь морских техникумов в средние мореходные училища — Архангельск, Баку, Батуми, Николаевск-на-Амуре, Одесса, Ростов-на-Дону, Херсон».
Исходя из опыта Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и требований развития техники тех лет, эти нормативно-правовые акты изменили систему подготовки командных кадров морского флота в целом. Благодаря им, впервые в морском флоте страны появились высшие учебные заведения, готовящие инженеров-судоводителей, судомехаников, электромехаников и радистов.
По материалам исследователя Калюжного Р.Г. стало известно, что высшие мореходные училища считались высшими техническими учебными заведениями, а мореходные училища - средними. Первые выпускали штурманов дальнего плавания, инженеров-судомехаников, инженеров-электромехаников и радиоинженеров, а вторые - штурманов малого плавания и техников различных специальностей.
В мореходных училищах срок обучения составлял 4 года. Принимались юноши, окончившие неполную среднюю школу от 15 до 20 лет. Преимущественным правом поступления пользовались лица, окончившие школы юнг НКМФ и дети работников морского флота.
Выпускникам присваивались офицерские звания. Например: младший лейтенант (корабельная служба) и младший техник-лейтенант (инженерно-береговая служба), для чего курсанты после окончания училищ проходили 6-ти месячную стажировку на военных судах, зачислялись в запас ВМФ и возвращались в Наркомморфлот для работы по специальности, в системе которого они были обязаны проработать не менее 5 лет.
В те далёкие годы морские училища являлись закрытым типом учебных заведений и обучали курсантов по десяти отделениям (специальностям): 1. Судоводительское, 2. Судомеханическое, 3. Электромеханическое, 4. Радиотехническое, 5. Механизаторское, 6. Судостроительное, 7. Гидротехническое, 8. Путейское, 9. Судоремонтное, 10. Эксплуатационное.
Соответственно им, юноши и девушки проходили гражданский профиль подготовки, получали такие профессии, как: штурман малого плавания (штурман), техник-судомеханик (корабельный механик), техник-электромеханик (корабельный электромеханик), радиотехник (корабельный радиотехник), техник-механизатор (техник по механизации портов), техник-судостроитель (техник-кораблестроитель), гидротехник (техник по гидротехническим сооружениям), техник морских путей (гидрограф), техник-механик (техник по судоремонту) и техник-эксплуатационник (диспетчер ВОСО).
Согласно приложению № 2 к приказу заместителя Народного Комиссара Военно-Морского Флота СССР и Председателя Всесоюзного Комитета по делам Высшей школы (ВКВШ) при Совете Народных Комиссаров СССР № 530 от 1945 г. Николаевское-на-Амуре мореходное училище, будучи учебным заведением Народного Комиссариата Морского Флота СССР, проводило подготовку и офицеров запаса ВМФ:
Отделения |
Гражданский профиль подготовки |
Предполагаемое использование в ВМФ/по какому профилю производится подготовка |
Присваемое воинское звание по окончании учебного заведения |
а) судовождения |
Штурман малого плавания |
Командир БЧ-1 вспомогательных судов |
Мл. лейтенант запаса (корабельная служба) |
б) судовых паровых установок |
Техник-судомеханик по паровым машинам |
Командир БЧ-5 вспомогательных судов |
Мл. инженер-лейтенант запаса (инженерно-корабельная служба) |
в) судовых радиоустановок |
Радиотехник |
Командир радиовзвода, начальник радиостанций береговых частей флота, БО ПВО и морской пехоты |
Мл. лейтенант запаса (береговая служба) |
Тем не менее, не смотря на поставленные государством стратегические задачи «…вследствие отсутствия надлежащей материальной базы, разбросанности помещений, длительного (до 8 месяцев) отсутствия транспортных связей, недостаточного оборудования и т. п.» Николаевское-на-Амуре мореходное училище находилось в исключительно тяжёлом положении.
После окончания Советско-японской войны Советскому Союзу были возвращены отторгнутые Японией ещё у Российской Империи юг Сахалина и Курильские острова. Восстановление их хозяйства требовало создания постоянного транспортного пути, географическое положение диктовало необходимость их снабжения исключительно морским транспортом. По этим причинам 27.10.1945 было принято Постановление Совета народных комиссаров СССР о создании на базе Николаевского-на-Амуре государственного морского пароходства (НГМП) Сахалинского морского пароходства с местонахождением в городе Холмск.
А поскольку вместе с пароходством переехали также и квалифицированные специалисты, работавшие по совместительству в училище, то издание приказа Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 9/т от 09.11.1948 г. «О перебазировании в 1949 г. мореходного училища из Николаевска-на-Амуре в Холмск» стало логическим завершением его Нижнеамурского периода.
Следуя предписанию «400 курсантов, 30 преподавателей и комсостав училища вместе со всем оборудованием, мебелью, книжным фондом переехали на Сахалин в город Холмск. Оно получило название — Сахалинское мореходное училище имени адмирала Макарова и просуществовало в этом статусе 55 лет. В мае 2004 г. по решению Правительства РФ в целях создания укрупнённого комплекса по подготовке специалистов и научной работе на морском транспорте Сахалинское мореходное училище было присоединено к Морскому государственному университету и стало его филиалом». Поэтому современное название некогда Николаевского мореходного училища теперь звучит так: «Сахалинское высшее морское училище имени Т.Б. Гуженко – филиал ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского».
Учитывая сказанное, нельзя не согласиться с выводом исследователя истории морского образования на Дальнем Востоке России Королюка В.П.: «… с середины XIX в. до середины XX в. российским правительством и отдельными гражданами предпринимались неоднократные и небезуспешные попытки организовать в Николаевске-на-Амуре обучение морских кадров (сначала военных, потом гражданских). В результате местный торговый (грузовой и пассажирский) флот систематически пополнялся новыми кадрами, а подготовка в Николаевске-на-Амуре специалистов для рыбопромыслового флота так и не была осуществлена».
Спустя почти 40 лет, в целях возобновления прерванных традиций морского образования, начатого ещё во времена Г.И. Невельского, 01.11.1990 г. постановлением председателя исполнительного комитета Николаевского-на-Амуре городского Совета народных депутатов в качестве внешкольного учебного заведения была открыта Детская морская школа.
С 01.09.1992 постановлением главы администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района № 474 от 09.02.1992 на базе Детской морской школы был открыт Николаевский-на-Амуре морской колледж как учреждение среднего (полного) общего образования и начального профессионального морского образования.
Через семь лет постановлением главы администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района колледж был реорганизован в муниципальное образовательное учреждение Кадетская школа.
Основными видами деятельности учебного учреждения были: реализация образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и дополнительных образовательных программ военно-морской подготовки.
Однако, вопреки уникальному опыту, полученным результатам и перспективам, на основании постановления главы и приказа отдела образования администрации Николаевского муниципального района № 98-осн. от 18.04.2005 «О реорганизации муниципального образовательного учреждения кадетской школы и муниципального образовательного учреждения средней школы № 5 г. Николаевска-на-Амуре» муниципальное образовательное учреждение кадетская школа была ликвидирована.
Таким образом была поставлена точка в достаточно долгой и тернистой истории морского образования в Николаевске-на-Амуре – городе моряков, портовиков, судостроителей.
А будет ли ее возрождение?
15.12.2023